Заказать звонок

Оставьте нам свои контакты и наш менеджер перезвонит вам!

Произошла ошибка, повторите попытку или свяжитесь с администрацией

Cуть технологии развития творческих качеств личности И. П. Волкова

Начало прошлого столетия принесло отечественной педагогике целый ряд открытий. К их числу относится и Игорь Павлович Волков, учитель рисования и пения по специализации, изначально представлявший идеи педагогики сотрудничества. Обобщив многолетний опыт работы в школе на основе гибкого и многовариативного построения процесса обучения творчеству, он создал собственную технологию развивающего обучения, получившую почти поэтическое название «Школа творчества».
Алекберова
Анна Алекберовна
Автор статей

Начало прошлого столетия принесло отечественной педагогике целый ряд открытий. Обрели популярность технологии, разработанные В. Ф. Шаталовым (организация сложной познавательной деятельности учащихся в условиях группового обучения), Н. П. Гузиком (внутрипредметная дифференциация обучения), И. М. Чередовым (технология дифференцированного обучения), С. Н. Лысенковой (перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении) и другими учителями-новаторами. К их числу относится и Игорь Павлович Волков, учитель рисования и пения по специализации, изначально представлявший идеи педагогики сотрудничества. Обобщив многолетний опыт работы в школе на основе гибкого и многовариативного построения процесса обучения творчеству, он создал собственную технологию развивающего обучения, получившую почти поэтическое название «Школа творчества».


Рис.1. И. П. Волков

Отталкиваясь от идеи об абсолютной талантливости и высокой приспособляемости детей к делу, Волков пришел к выводу о том, что «все нормальные дети обладают разнообразными потенциальными способностями». В таком случае, главной задачей школы становится выявление и их развитие. Важным принципом считается свободный выбор ребенком внеурочной деятельности как обязательное условие реализации этого подхода.

В основе технологии развития творческих качеств личности лежат три ключевых идеи. Во-первых, процесс обучения выстраивается по двум равноценным ведущим направлениям, к которым Волков относит изучение общей для всех базовой программы и творческую деятельность учащихся. Причем последняя обязательно должна быть ориентирована на создание конкретного продукта и принимает чаще всего формы внеурочной деятельности. В этом отношении его идея очень близка с современной идеей развития гармоничной личности, лежащей в основе всей системы отечественного образования.

Во-вторых, учебный материал структурируется по блочно-параллельному принципу, который предполагает создание автономных организационно-методических блоков учебной информации. В противовес традиционной системе вместо строгой последовательности разделов, тем, предметов был предложен новый дидактический принцип, основанный на внутри- и межпредметных связях, а именно на объединении ключевых вопросов, тем, разделов, и иногда несколько предметов. Далее, после начала обучения, эти вопросы изучались параллельно в сжатые сроки, и были соединены посредством выполнения практических работ.


Рис.2. Урок химии и физики проходит одновременно: дети рассматривают один элемент, его физически и химические свойства.

Третьей идеей, являвшейся, по мнению исследователей, важнейшим педагогическим изобретением Волкова, стала идея выявления, учета и развития творческих способностей через конкретные приемы, получившие названия творческих книжек и творческих комнат.

Под творческими комнатами автор технологии видит особую форму внеклассной работы учащихся. В школе Волкова существуют творческие комнаты самой разной предметной и околопредметной направленности: физическая, химическая, биологическая, для изготовления недействующих изделий (макетов, скульптур, моделей, шаблонов), литературная и художественная студии и т.д. В каждой творческой комнате идет свой уникальный процесс обучения, формируемый учителем. Так, в литературной творческой комнате ученики, вне зависимости от возраста, изучают правила создания литературных произведений различных жанров; в биологической — проводят исследования, ставят опыты; в технической — получают профессиональные навыки работы с инструментами и на специальном техническом оборудовании, а также навыки конструирования, изобретательства.

Существенным отличием и одновременно огромным потенциалом использования в школе таких творческих комнат можно назвать принцип организации их деятельности: ученик любого класса может прийти в любую творческую комнату и самостоятельно определить свой маршрут занятия и посещения. При этом, вне зависимости от возраста, каждый ученик получит начальную профессиональную подготовку, а организация и методика работы творческой комнаты оригинальны для каждого отдельного случая.


Рис. 3. Творческая комната

Интересным нововведением представляется и творческая книжка школьника — своеобразный документ, в котором фиксируются все самостоятельные творческие работы, выполненные учащимся помимо учебной программы. В ней также записывается и характеристика качеств ученика, проявившихся в какой-либо деятельности. Немаловажно и то, что при выдаче книжка заверяется печатью и является своеобразным приложением к школьному аттестату. Именно она позволяет с большой точностью определить те виды деятельности, в которых ученик сможет достичь наибольших успехов с точки зрения профессионального становления, определить его потенциальные возможности. В современных реалиях школьного образования творческие книжки в первоначальном варианте используются редко, однако их генетическая связь с портфолио является неоспоримой. Именно портфолио в большей степени повторяет основные принципы новшества Волкова: объединение количественной и качественной оценок способностей школьников через анализ самых разных продуктов учебно-познавательной деятельности. Кроме того, отстаиваемый автором технологии принцип обязательного сотрудничества учителя и ученика, преобразованный в технологии портфолио, имеет реальные возможности создания ситуации успеха для каждого школьника и раскрытия его индивидуальных способностей, а также обладает большим потенциалом в качестве средства формирования положительных моральных и нравственных качеств личности, навыков саморефлексии и стимулирования стремления к самосовершенствованию.
Рис. 4. Портфолио

С точки зрения применения технологии развития творческих качеств личности в современной школе, можно говорить также о использовании ее элементов в качестве организации внеклассной работы. Так идея творческих комнат перекликается с системой внеурочной деятельности в самом главном вопросе — обе ставят перед собой одну цель, заключающуюся в создании условий для реализации школьниками своих потребностей, интересов и способностей в самых разных познавательных областях. Поэтому создание творческих комнат в среднем звене зарекомендует себя как положительный опыт для ранней профессиональной подготовки к будущей профилизации, являющейся обязательным условием обучения в старших классах.

«Школа творчества» И. П. Волкова, направленная на совершенствование уже имеющихся навыков детей, на развитие и нахождение творческих качеств личности, как педагогическая технология имеет ряд несомненных преимуществ:

  • использование различные формы организации деятельности детей;
  • акцентирование не результата, а самого процесса получения знаний;
  • обобщение результатов деятельности в виде конкретного продукта.

Таким образом, грамотное сочетание принципов и идей технологии развития творческих способностей с элементами традиционной системы обучения и/или другими технологиями позволит существенно повысить удовлетворенность учебным процессом как со стороны школьников, так и со стороны педагогов.

Читайте другие наши статьи
Обучаем дистанционно: виды онлайн-уроков и их структура 15 интересных онлайн-сервисов для создания неповторимого урока истории Онлайн-сервисы по географии Работа с детьми с ОВЗ разных категорий: подборка литературы от эксперта (часть 1)
Наверх